Книжная Ярмарка
Авторское телевидение. Писатель у микрофона
Союз Русскоязычных Писателей Израиля
Справочник СРПИ
Лауреаты премий СРПИ
Актуальная публицистика
Творчество (Новое)
Журналы, альманахи
Наши друзья
Новости СРПИ
ПРЕМИИ СОЮЗА РУССКОЯЗЫЧНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ ИЗРАИЛЯ

Полезно знать

СЕГОДНЯ 125 лет СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ!

Новости СРПИ Союз Русскоязычных Писателей Израиля

 

Из прозы Марины Цветаевой «Мой Пушкин». Эпиграф на шмуц-титуле: «Ведь Пушкина убили, потому что своей смертью он никогда бы не умер, жил бы вечно… (Из письма 1931 года).


Цветаева называла Пушкина даже не наставником, а соратником. Не обинуясь именует она себя «товаркой Пушкина: «Прадеду – товарка: В той же мастерской!». Это был вызов. В её понимании Пушкина, в её безграничной любви к Пушкину самое важное и решающее – это твёрдое, непреложное убеждение в том, в том, что влияние Пушкина может быть только освободительным…


«Скамейка. На скамейке — Татьяна. Потом
приходит Онегин, но не садится, а она встает. Оба
стоят. И говорит только он, все время, долго, а она не
говорит ни слова. И тут я понимаю, что рыжий кот,
Августа Ивановна, куклы не любовь, что это —
любовь: когда скамейка, на скамейке — она, потом
приходит он и все время говорит, а она не говорит ни
слова.
— Что же, Муся, тебе больше всего понравилось?
— мать, по окончании.
— Татьяна и Онегин.
— Что? Не "Русалка", где мельница, и князь, и
леший? Не "Рогнеда"?
— Татьяна и Онегин.
— Но как же это может быть? Ты же там ничего не
поняла? Ну, что ты там могла понять?
Молчу.
Мать, торжествующе:
— Ага, ни слова не поняла, как я и думала. В шесть
лет! Но что же тебе там могло понравиться?
— Татьяна и Онегин.
— Ты совершенная дура и упрямее десяти ослов!
(Оборачиваясь к подошедшему директору школы,
Александру Леонтьевичу Зографу.) Я ее знаю, теперь
будет всю дорогу на извозчике на все мои вопросы
повторять: "Татьяна и Онегин!" Прямо не рада, что
взяла. Ни одному ребенку мира из всего виденного бы
не понравилось "Татьяна и Онегин", все бы предпочли
"Русалку", потому что — сказка, понятное. Прямо не
знаю, что мне с ней делать!!!
— Но почему, Мусенька, "Татьяна и Онегин"? — с
большой добротой директор.
(Я, молча, полными словами:) "Потому что —
любовь".
— Она наверное уже седьмой сон видит! —
подходящая Надежда Яковлевна Брюсова, (3) наша
лучшая и старшая ученица, — и тут я впервые узнаю,
что есть седьмой сон, как мера глубины сна и ночи.
— А это, Муся, что? — говорит директор, вынимая
из моей муфты вложенный туда мандарин, и вновь
незаметно (заметно!) вкладывая, и вновь вынимая, и
вновь, и вновь...
Но я уже совершенно онемела, окаменела, и
никакие мандаринные улыбки, его и Брюсовой, и
никакие страшные взгляды матери не могут вызвать с
моих губ — улыбки благодарности. На обратном пути
— тихом, позднем, санном, — мать ругается:
— Опозорила!! Не поблагодарила за мандарин! Как
дура — шести лет — влюбилась в Онегина!
Мать ошибалась. Я не в Онегина влюбилась, а в
Онегина и в Татьяну (и, может быть, в Татьяну
немножко больше), в них обоих вместе, в любовь. И ни
одной своей вещи я потом не писала, не влюбившись
одновременно в двух (в нее — немножко больше), не в
них двух, а в их любовь. В любовь.
Скамейка, на которой они не сидели, оказалась
предопределяющей. Я ни тогда, ни потом, никогда не
любила, когда целовались, всегда-когда расставались.
Никогда — когда садились, всегда — когда
расходились. Моя первая любовная сцена была
нелюбовная: он не любил (это я поняла), потому и не
сел, любила она, потому и встала, они ни минуты не
были вместе, ничего вместе не делали, делали
совершенно обратное: он говорил, она молчала, он не
любил, она любила, он ушел, она осталась, так что если
поднять занавес — она одна стоит, а может быть, опять
сидит, потому что стояла она только потому, что он
стоял, а потом рухнула и так будет сидеть вечно.
Татьяна на той скамейке сидит вечно.
Эта первая моя любовная сцена предопределила
все мои последующие, всю страсть во мне несчастной,
невзаимной, невозможной любви. Я с той самой
минуты не захотела быть счастливой и этим себя на
нелюбовь — обрекла.
В том-то и все дело было, что он ее не любил, и
только потому она его — так, и только для того его, а
не другого, в любовь выбрала, что втайне знала, что он
ее не сможет любить. (Это я сейчас говорю, но знала
уже тогда, тогда знала, а сейчас научилась говорить.) У
людей с этим роковым даром несчастной —
единоличной — всей на себя взятой — любви — прямо
гений на неподходящие предметы.
Но еще одно, не одно, а многое, предопределил во
мне "Евгений Онегин". Если я потом всю жизнь по сей
последний день всегда первая писала, первая
протягивала руку — и руки, не страшась суда — то
только потому, что на заре моих дней лежащая Татьяна
в книге, при свечке, с растрепанной и переброшенной
через грудь косой, это на моих глазах — сделала. И
если я потом, когда уходили (всегда — уходили), не
только не протягивала вслед рук, а головы не
оборачивала, то только потому, что тогда, в саду,
Татьяна застыла статуей.


Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок
судьбы. Урок одиночеств». (Марина Цветаева, «Мой Пушкин», «Советский писатель», 1967 год).
"Мой Пушкин" - это проза необычная: проза поэта. И необычайная - проза о поэзии.
Это рассказ о вторжении в душу ребенка стихии стиха. И рассказ о неумолчном ответном эхе, родившемся в этой душе. Незаурядной душе: ребенку ведь и самому предстояло стать поэтом, да еще выдающимся, решительно непохожим ни на кого на свете.
Это проза-воспоминание и проза-прозрение. Проза-исповедь и проза-проповедь. А сверх всего проза-исследование, психологическое
исследование. Впрочем, это обязательные черты почти всего, что написала Марина Цветаева как прозаик. Удивительные черты. Удивительные в своем сочетании. Они сделали ее прозу явлением столь же неповторимым, как и ее поэзия.
Леонид Финкель
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Наши анонсы

Фоторепортажи

О союзе писателей

  • Уважаемые литераторы!  Присоединяйтесь к новому международному телеканалу "Авторское TV".  О Вас и Вашем литературном творчестве узнает широкая читательская аудитория - все, кто ценит и любит Художественное Слово.

    Звоните +972-543329543, чтобы записаться на участие в телепрограмме.

Andres Danilov - Создание сайтов и SEO-оптимизация
Многоязычные сайты визитки в Израиле